Наша команда:

  • Атаман хуторского казачьего общества - Стародубцев Василий Николаевич: «Храним традиции, живем настоящим, творим будущее!»
  • Руководитель проектного офиса «Арамильская Слобода» - Пономарева Анастасия Владимировна
  • PR и связь с общественностью - Климина Анастасия Васильевна
  • Пресс-секретарь - Имамова Алина Радиковна

Татарский народный костюм

Традиционный костюм - важный источник, отражающий глубинное понимание гармонии и красоты народа, дающий нам зримое представление о том, что отличает культуру одного этноса от культуры других. Народный костюм уходит своими корнями в глубокую древность, сочетая в себе архаичные черты культуры предков и черты изменившихся социальных условий.

По местной легенде, первые татарские поселения на территории Свердловской области ( ранее Екатеринбургский уезд Пермской губернии) были основаны двумя братьями из рода Шигирь со своими семьями, положившими начало селам Уфа-Шигири в Нижнесергинском районе и Артя-Шигири в Артинском районе. Придя в эти места, казанские татары спросили разрешение у башкир, поселившихся здесь ранее и имеющих права наследования на эти земли. Получив разрешение на ещё необжитые земли, татары заселились по берегам реки Уфы, порой отвоевывая земли у леса. Некоторые из деревень постепенно заселялись пришлыми русскими, деревня делилась на татарскую и русскую половины.

Таким образом культура разных народов, сохраняя свою идентичность, приобретала новые черты, продиктованные тесным соседством и взаимодействием.

Представленные на фото татарские костюмы выполнены по материалам Свердловского областного дома фольклора.


На фотографиях:

  • Хаматнуров Роман Ахсанович, Пенсионер МВД, майор милиции. П. Бобровский
  • Шамарина Римма Минибаевна, Пенсионер МВД, майор милиции. П. Бобровский 


Женский татарский костюм состоит из следующих предметов одежды:

  • Тушелдерик (нагрудная повязка).
  • Длинная рубаха-платье (кулмэк).
  • Широкие штаны-шаровары.
  • Передник.
  • Изү – матерчатый нагрудник, имеющий четырехугольную форму с закругленными нижними углами, крепящийся к груди при помощи завязок. Татарские женщины носили нагрудники, чтобы скрыть грудной разрез платья. Изү украшался полосками позумента, красивых тканей, разноцветных лент, а также монетами, бляшками, пуговицами, бусинами и т.д.
  • платок (яулык).
  • Шелковая шаль (ефэк шэл).
  • Вязаные чулки (бейлэм оек).
  • Галоши
Основу женского костюма составляют рубаха-платье (кулмэк) и штаны-шаровары. Рубахи (кулмэк) шили из однотонной ткани – атласа, шёлка с воротником-стойкой. Удлинённый жилет (камзол) надевался поверх рубахи-платья. Его шили из тяжёлых тканей: бархата, парчи. Женские штаны были однотонные. Зимой одевали овчинные шубы, шапки из меха.

Мужской костюм:
  • Туникообразная рубаха;
  • Кулмэк;
  • Штаны - иштан;
  • Жилет- камзол;
  • Головной убор - тубэтэй;
  • Вязанные носки с «татарской пяткой» - оекбаш;
  • Галоши.
Татарский костюм мужчин состоит из рубахи и штанов. Рубаху шили свободной до колен. Рукава были широкие и длинные. Рубаха не имела пояса. Шаровары представляли собой штаны с широким шагом. Мужчины носили чекмень –это верхняя одежда в виде длинного халата. Он подпоясывался широким поясом (кушаком). Шубы овчинные, шапки из меха носили зимой. 

Интеграция в современности:

Сегодня в городах Татарстана можно встретить немало мужчин в тюбетейках, расшитых татарским узором, женщин в калфаках либо в европейских костюмах, но с национальными деталями. В целом, праздничная одежда, надеваемая в особых жизненных случаях, особо не отличается от общемировых тенденций. Исключением служит лишь нижний головной убор, который и является той доминантой в мужском костюме, которая безошибочно идентифицирует носителя как татарина. Хотя можно заметить, что интересующаяся своими корнями молодежь стала тяготеть к такой форме пиджака, которая напоминает казакин.

Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги (сапоги) или кожаные балетки/тапочки, к тому же не забывающих о такой детали, как сумочка, украшенная мозаичным узором. Вообще изделия из кожи пользуются большой популярностью. 

Благодарим наших партнеров и подрядчиков:

  • Фотограф - Никита Журнаков
  • Ретушь - Владимир Лютов
  • Свет - Антон Семечкин
  • Видеограф – Мерт Мансуров, Ульяна Овсянникова
  • Стилист - Светлана Крапивина
  • Художник по костюмам - Наталья Фомина
  • Продакшн - OPORA WOMAN CLUB
  • Продюсер - Александра Шереметьева
  • Визажисты - Ася Язовская, Елизавета Сивкова, Екатерина Фролова
  • Аксессуары и одежда: GALLERIA fashion outlet

Костюмы предоставили:

  • Студия народного костюма Веретёнце, руководитель Хаматнурова Ирина Яковлевна.
  • МБУК «Бобровский Дом культуры», Сысертский городской округ.